Поделись сейчас!

How the movie teaches to write good lyrics. Explains journalist and screenwriter Lena Vanina

Как кино учит писать хорошие тексты. Объясняет журналист и сценарист Лена Ванина




Братья Коэны любят рассказывать, что никогда не прописывают структуру сюжета в деталях: они просто двигаются от сцены к сцене, и в итоге повествование само куда-то выруливает. Но такой подход все-таки редкость. Обычно сценарист после того, как придумает героев и обстоятельства их жизни, составляет поэпизодный план: прописывает последовательность сцен, пытаясь понять, что каждая из них даёт всей истории. Когда я писала большие репортажи, то начинала работу над текстом с похожего процесса: составляла последовательность глав или разделов, продумывала внутренний сюжет для каждого эпизода и только потом наполняла эту схему конкретной фактурой и сращивала все элементы.


Что общего между хорошим сценарием и качественной статьёй

Начнём с главного формального признака: структуры. И у хорошего сценария, и у качественного материала должны быть завязка, развитие, кульминация и развязка. Кроме того, авторы и первого, и второго выстраивают мир истории — заполненное предметами и деталями пространство действия, в которое погружается читатель или зритель. А ещё как в сценарии, так и в тексте есть герои, в идеале — объёмные, охарактеризованные максимально точно и полно.
Различий между текстом и сценарием тоже хватает. В первом случае автору часто не хватает фактуры, и непонятно, как её найти; во втором ты вечно думаешь, как оправдать тот или иной сюжетный ход и свести воедино линии всех героев, чтобы это выглядело правдоподобно.
Однажды я приехала в маленький провинциальный город поговорить с героиней моего текста и оказалась в кошмаре Линча: старая женщина в одних трусах и в бигуди ходила вокруг меня с ножом и кричала что-то безумное, на дворе была ночь, а я не могла выйти из дома... В общем, это был такой страшный абсурд, что, если бы я описала его в сценарии, получила бы те же упрёки, которые бесконечно адресуются фильмам Балабанова: «Боже, зачем эта чернуха, в жизни ведь такого не бывает». Но журналистские тексты имеют на это право.
Однажды я приехала в маленький провинциальный город к героине моего текста и оказалась в кошмаре Линча: старая женщина в одних трусах и в бигуди ходила вокруг меня с ножом и кричала что-то безумное.

Продумываем мир

Беда многих российских сериалов, особенно дешёвых, которые показывают по телевизору в дневное время, — в невнимании к деталям. Допустим, герой по сюжету живёт в своей квартире уже 20 лет. Ты смотришь на его кухню, а там офисный стол, на стене пластмассовые часы, а на подоконнике одинокий фикус. Понятно, что бюджет у производителей ограничен, но по такому пространству вообще ничего нельзя понять про героя. Какой он человек — аккуратный или небрежный? Фанат рэпа или любитель оперы?
Дефицит деталей плохо сказывается и в текстах, когда авторы концентрируются на фактах, описывают конкретные действия героев, а окружающий их вещественный мир в расчёт не берут. В итоге получается, что герои прыгают в каком-то странном, искусственном безвоздушном пространстве. Это как бы функции людей, но не сами живые люди. В такую историю очень трудно поверить.
Каков ваш герой — аккуратный или небрежный? Фанат рэпа или любитель оперы? Ткань истории складывается из таких деталей.
Из всего этого следует, что автору, будь он начинающий журналист или опытный блогер, как и сценаристу, нужно учиться замечать детали. Ткань истории составляют мелочи: как человек двигается, в каких он тапках, что у него с мимикой. Долгое время я буквально заставляла себя ходить пешком и ездить в метро, чтобы тренировать внимательность. Упражнение очень простое: смотришь на человека и по его внешности и манерам пытаешься угадать, чем он занимается в жизни, какая у него семья, работа и так далее.
Ещё одна важная составляющая мира на экране и в тексте — атмосфера. Многие американские репортажи начинаются с описания погоды или ландшафта: «стоял хмурый ноябрь», «человек шёл по пустынной улице» и так далее. Да, этот приём превратился в клише, но он отлично задаёт модус, формирует настроение, с которого начнётся повествование.
Кстати, начало — очень важный момент как в кино, так и в тексте. С одной стороны, ты должен погрузить зрителя или читателя в атмосферу произведения, с другой — чем-то его поразить. Это не значит, что тебе придётся делать тройное сценарное сальто, достаточно какой-то одной яркой проработанной детали, атмосферного первого кадра.

Выстраиваем структуру

Я часто вижу огромные русскоязычные репортажи объёмом в десятки тысяч знаков: в них невероятная фактура, видно, что автор глубоко разобрался в теме, но читать это совершенно невозможно. Ты буквально тонешь в тексте, и причина — отсутствие продуманной структуры, крючков, которые зацепят и сделают так, что тебе захочется читать дальше первого абзаца.
Братья Коэны любят рассказывать, что никогда не прописывают структуру сюжета в деталях: они просто двигаются от сцены к сцене, и в итоге повествование само куда-то выруливает. Но такой подход все-таки редкость. Обычно сценарист после того, как придумает героев и обстоятельства их жизни, составляет поэпизодный план: прописывает последовательность сцен, пытаясь понять, что каждая из них даёт всей истории. Когда я писала большие репортажи, то начинала работу над текстом с похожего процесса: составляла последовательность глав или разделов, продумывала внутренний сюжет для каждого эпизода и только потом наполняла эту схему конкретной фактурой и сращивала все элементы.

Хорошо бы постоянно спрашивать себя: зачем я это рассказываю? что этот эпизод даёт всей истории? как он движет сюжет вперёд?
Сценарий не может быть набором эпизодов, которые никак не влияют друг на друга. Точно так же и в статье: ты должен понимать, как связаны главы и разделы, почему они расположены в таком порядке. И сценаристу, и автору хорошо бы постоянно спрашивать себя: зачем я это рассказываю? что этот эпизод даёт всей истории? как он движет сюжет вперёд? Если вы можете убрать фрагмент текста, и история от этого не пострадает, нужно это делать.

Добавляем интригу

Ещё одна вещь, которой стоит поучиться у киносценаристов, — способность создавать интригу. Важно не вываливать на читателя всю информацию сразу, а выстроить логику истории. В каждой главе читатель открывает что-то новое, потом ты запутываешь его, а в конце у него случается катарсис от развязки — вот типично сценарная структура. Если текст устроен так, то не важно, сколько в нем тысяч знаков, — читать его будет легко и интересно.

Рисуем героя

Когда пишешь сценарий, ты должен знать про главного героя больше, чем в итоге войдёт в фильм. Какие у него отношения с семьёй? Что он может сделать, а на что не способен? Ты знаешь, что он любит определённую музыку, и если в кадре герой окажется на каком-то концерте, это будет значить что-то важное.
С журналистскими текстами то же самое. Недостаточно взять у героя интервью об обстоятельствах темы вашего репортажа. Попробуйте понять, что отличает его от других людей (если уж вы решили писать о нём текст, он точно должен быть уникальным)? Чего он хочет? Почему он стал таким, какой есть? Всё это можно выяснить по-разному — я, например, часто расспрашиваю своих героев об их детстве.

Как учиться на фильмах

Для меня показатель хорошего фильма — это фильм, который смотришь как произведение искусства, не задумываясь о том, как он устроен. В этом плане очень полезно пересматривать любимые фильмы несколько раз, раскладывая на составные компоненты. Как представлен герой? Как подаётся информация о его характере и прошлом (сценаристы называют этот процесс экспозицией)? Некоторым авторам удаётся сделать это филигранно — ты даже не замечаешь, как узнаёшь персонажа. А иногда сидишь и думаешь: «Ага, сценаристам было очень важно проговорить эту деталь, поэтому её включили в диалог во второй же сцене». 
Попробуйте посмотреть кино с блокнотом и ручкой и выписать последовательность сцен. Подумайте, почему сценаристы расположили их в таком порядке. Как это в итоге сказалось на сюжете. Посмотрите, как авторы фильма работают с интригой и выдают информацию небольшими порциями. Зачем читать текст, если всё главное выложено в нескольких первых абзацах? Кино учит не только захватывать внимание первым кадром, но и удерживать интерес на протяжении всего хронометража.
Журналист и соавтор сценариев сериалов «Завтра», «Лондонград», «Квест» и «Оптимисты» Лена Ванина рассказывает, как работают сценаристы, какие киношные приёмы полезно освоить авторам текстов и как развивать писательское мастерство за просмотром любимых фильмов
Записала Елена Чеснокова, специально для Журнала Яндекс.Дзена
Иллюстрация — Соня Коршенбойм

сценарная школа
школа сценарного мастерства
школа сценарного мастерства киев
школа сценарного мастерства москва




Коментарі

Популярні публікації